Александр Чанцев. Путешествие мизантропа.
Еженедельный Журнал N°4 (105) 2 февраля-8 февраля 2004

 

Роман Анатолия Рясова, лауреата премии «Дебют» за 2002 год и профессионального арабиста, носит необычный подзаголовок «роман-антипутеводитель». Такое жанровое определение обосновано сюжетом: четверо русских по какой-то не совсем понятной бизнес-надобности совершают вояж по городам Египта, Ливии и Турции. Однако благодаря многочисленным аллюзиям на «Божественную комедию» Данте не трудно догадаться – перед нами некое очередное «путешествие на край ночи», а описанные страны – скорее очередные круги ада.

Хотя адом для главного героя Виктора, анархиста по убеждениям, является, по сути, весь мир. Он равно ненавидит как арабов, так и своих спутников. Увиденная сцена свадьбы вызывает у него рвотный рефлекс. Воспоминания о своей матери, бывшей жене или подруге полны матерных инвектив. Про общество, государство и все его институты он пишет, как может писать разве что верный поклонник Бакунина и Кропоткина («Законы, правительства, налоги, деньги, брак, работа, служебный долг, патриотизм – все втоптать в днище грязного ведра! Немедленно!»). От ненависти ко всему этому, а также к своему вынужденному путешествию, в которое он пустился исключительно ради денег, и к самому себе Виктора спасает только алкоголь. Ну и кассета Александра Башлачева. И то ненадолго. Про это, собственно, и весь роман. Несколько затянутый, излишне пафосный и буквально захламленный многочисленными цитатами из любимых книг и исполнителей.

Читающийся при этом на одном дыхании. Не столько из-за попадающихся временами действительно блистательных в стилистическом отношении пассажей (чего стоит только глава, воспроизводящая поток сознания смертельно пьяного героя), мифологических параллелей и описаний мест, в которых «не ступала нога туриста» (Города мертвых в Каире, затерянного в пустыне ливийского городка, турецких трущоб и т.д.), но и своеобразного ритма. Ритма ненависти и отчаяния, одиночества и суицида, пьяного бреда и почти обретенной любви. Ритма опасного, но затягивающего. Совсем как музыка Башлачева.